Керамика (от слова keramos – глина) – это изделия, производимые путем спекания глин и их смесей с различными минеральными добавками. Керамика достаточно широко используется в быту (посуда, керамические фигуры и украшения, вазы и др.), она применяется в строительстве, в искусстве, а также и в других областях человеческой жизнедеятельности.
Выделяют четыре основных типа керамики: терракота, фаянс, фарфор, майолика.
Как только человек овладел исскуством обработки глины, он начал изготавливать из нее посуду, украшения, кирпичи и т.д. Вся керамика делается из разнообразных сортов глины, с различными добавками, именно поэтому они выглядят такими разными, хотя и сделаны из одного материала по единой технологии. С древнейших времен человек делал из керамики произведения искусства, посуду, использовал ее для строительства. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику мастера экспериментировали с различными глинами и примесями, с разнообразными приемами формовки и обжига, украшения изделий. И такие исследования мастера проводили по всему земному шару, независимо друг от друга. В частности секрет фаянса, который был известен мастерам Древнего Египта в 15 в. до н. э., был открыт вновь в Китае в 3-4 веках н.э. В 18 веке европейцы открыли секрет фарфора, известный китайским мастерам уже с 6 века.
Термин «керамика» произошел от греческого слова «керамос», что означает глина. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные при очень высокой температуре. В результате термической обработки керамические изделия приобретают огнеупорность, химическую стойкость и ряд других физико-химичсеких свойств, определяющих возможность широкого использования керамики в различных отраслях народного хозяйства. Керамическое производство относится к одним из наиболее древних на земле. Повсеместное наличие глины обуславливало раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.
Производство керамики зародилось еще в период первобытно-общинного строя. Как свидетельствуют археологические данные, оно зародилось еще в эпоху мезолита (15-12 тыс. лет назад), а в эпоху неолита производство керамики уже получило развитой характер. Сначала основным видом керамических изделий были вылепленные вручную сосуды с круглым или коническим дном. В глину, чтобы избежать трещин при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (примерно 800-900°С), позднее появились специальные печи.
В период позднего неолита и энеолита (медного века – 4-2 тыс. до н. э.) – появляется разнообразие форм кувшинов, мисок, чаш; появляются скульптуры людей и животных.Большинство сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать разнообразным орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров, покрывавших всю наружную поверхность сосудов, до более разнообразных и художественных многоцветных росписей (ритмически чередовавшиеся спиралевидные завитки, концентрические круги, волнообразные линии, шахматные и сетчатые рисунки и др.).
Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных. Исследования археологов и этнографов показывают, что орнаменты наделялись магическим значением, в их основе лежала условно-схематическая передача явлений природы (так, к примеру, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древнекитайских сосудах эпохи Яншао обозначали молнии и луну, также использовались знаки солнца, воды и т.д.). Постепенно, первоначальный смысл орнаментальных форм забывался и они все больше превращались в декоративные мотивы. Подобные керамические изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на территории ряда Балканских земель и на юго-западных районах нашей страны (трипольская культура), в Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, Китае. В каждом из данных районов гончарное ремесло имело свои местные особенности. Ярким примером керамического мастерства этой поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Трипольские мастера умели отмучивать глину, искусно лепить от руки, без гончарного круга. Известны свыше 20 видов керамики, изготовлявшейся из местных глин; выделяются тонкостенные сосуды из розоватой глины – кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, напоминающие по форме бинокль, – расписанные чаще всего белой, черной и красной красками. В орнаменте преобладают мотивы круга и спирали, которые, возможно, обозначали солнце. В варьировании этих простейших мотивов проявляется большая изобретательность и высокое мастерство.В трипольских поселениях найдены также скульптурки с весьма характерным обликом – распушенными волосами, горбатым носом, весьма условно переданными формами и пропорциями; на некоторых сохранились следы красной охряной краски. Есть предположение, что это, изображение матери-родоначальницы. Интересна керамика и из других районов найденная в том же временном слое. Сосуды из Передней Азии, так называемого периода Обейда, вылепленные из тонкой, желтовато-зеленой глины, украшались очень изящными росписями коричневато-красного цвета, великолепно сочетавшимися с формой и конструкцией вещи (известный сосуд из Суз с орнаментальным изображением животных).
Таким образом, получается что, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности. В зависимости от назначения изготавливались разные типы сосудов. Кратер – сосуд с широким горлом, предназначался для смешивания вина с водой; килик – плоская чаша с двумя ручками, для пития вина; небольшой, с одной ручкой, вытянутый кверху ле-киф предназначался для хранения масла при погребальных церемониях. Наиболее прославилась своими благородными пропорциями амфора – ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина. Каждый тип вазы отвечал ее назначению, при этом формы и декорирование были хорошо продуманы. Глина, поначалу бурая и грубая, в ходе обработки становится более тонкой, твердой и чистой. Техника формовки доходит до виртуозности. Ни в какой другой период гончарное исскуство не достигало такого сочетания жизненности и декоративности.
Широкой известностью пользовались небольшие терракотовые скульптурки, представляющие собой интереснейшие образцы малой пластики. Основным центром их производства была Танагра. наиболее распростаренным мотивом являлось изображение молодой гречанки. Большая часть таких фигурок лепилась в формах, после чего доводилось до совершенства руками мастеров. При доработке вручную можно было изменить наклон или поворот головы, движение рук, детали прически или одежды и т. д. Часто одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые цвета, волосы – в красный или коричневый, лицо и обнаженные части фигуры были нежно-телесного цвета.
Керамика принадлежит к древнейшим исскуствам человечества, рожденным из его жизненных потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами необходимости и пользы. Творческих замыслов не было. С развитием, культуры древности уже заявляли, в этой сфере весьма определенные притязания, усиливающиеся со временем. Экспериментировали не только в области технологии, но обращали внимание на художественную ценность, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества.
Отдельные виды керамики формировались постепенно, различаясь в зависимости от свойств материала и калильного жара. Древнейший вид – это обыкновенные горшечные изделия с землистым, окрашенным и пористым черепком. Первоначально керамика формовалась от руки. Изобретение гончарного круга явилось большим прогрессом, позволив изготовлять посуду с гораздо более тонкими стенками. Для иных типов керамики, вроде тарелок, брали шаблоны, чтобы форму делать как можно более соразмерной.
К концу XVI века в Европе начинает набирать популярность майолика. Обладая пористым черепком с содержанием железа и извести, но при этом из белой фаянсовой массы или изразцовой глины, она покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с содержанием олова, и прозрачной блестящей глазурью содержащей свинец. Майолика родом из заальпийских стран, декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000°С. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые могли выдержать большой жар. Начиная с XVIII века, начинают использовать муфельные краски, которые наносились на уже обожженную глазурь, что позволяло достигать исключительных результатов.
В XVI веке в Германии распространяется производство каменной посуды. Белый (Зигбург) или окрашенный (Ререн) очень плотный черепок состоит из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. Обжигаясь при температуре 1200 – 1280°С, каменная посуда очень тверда и почти непориста и именно отсюда начинается история клинкерной керамики.